В последнее время многие специализированные китайские СМИ бьют тревогу – «Рынок пуэра терпит крах». Партия чая, стоившая пару-троку лет назад 10 млн. юаней сегодня стоит всего 2-3 млн, обесценившись, более чем на две трети. Так ли на самом деле все плохо на рынке пуэра?
Журналисты чайного еженедельника Чжунхуа Хэцзо Шибао Ча попытались разобраться в ситуации, попросив прокомментировать ситуацию некоторых производителей и дистрибьюторов чайной продукции. Выводы неутешительны: финансовое падение рынка пуэра есть, и оно продолжается. Однако не все так плохо – даже если продажи чая продолжат падать, у многих производителей пока есть «запас прочности», и они смогут выжить.
Покупательная способность падает, рынок пуэра слабеет
«Процветание и упадок» — подходящий термин для описания закона развития рынка пуэра. Если взглянуть в прошлое на двадцать лет, можно сказать, что пуэр пережил три взлета и три падения. Начиная с 2000-х годов рынок пуэра вызывал интерес, и, соответственно, рос. Завершился взлет в 2007 году сильным падением. Депрессивное состояние рынка продолжалось три года. В этот период пуэр продавался по низким ценам. Некоторые партии могли переходить из рук в руки по нескольку раз. Восстановление и новый этап роста рынка продолжился с 2011 до 2014 года, после чего последовал новый спад. Объемы продаж пуэра сильно упали. Если сравнить с небольшим ростом рынка в 2021-м году, нынешний год показывает снова падение.
Многие продавцы чая считают, что рынок пуэра относительно стабилен. Но раздуть шумиху и повысить спрос в этом году, увы, не получается.
В 2022 году в Китае сокращается не только рынок пуэра. Все шесть видов чая показывают спад продаж. Общество находится под воздействием ограничений, связанных с коронавирусной пневмонией и высокой инфляцией. Последний фактор особо подрывает покупательную способность населения, и сокращает не только внутренний, но и мировой спрос на чай.
Чен Чупин, владелец сети чайных магазинов и дистрибьютор бренда Ся Гуань в Пекине отмечает, что многие торговцы ведут себя некорректно, демпингуя в цене на брендовый чай. Учитывая тот факт, что коллекционирование чая в последние годы стало весьма популярно, многие продавцы стараются заработать на этом. Но не зная особенностей продукта, его вкуса, возможности трансформации вкуса, эти люди не только заблуждаются сами. Они вводят в заблуждение своих покупателей, от чего все терпят убытки. Говоря о работе своих магазинов, Чен Чупин отмечает, что уровень продаж в этом году позволяет только покрывать расходы. Объем продаж товаров в денежном эквиваленте упал на 90%. Основная масса покупателей – это люди среднего класса с годовым доходом 300-500 тыс. юаней. Для таких покупателей самым востребованным является чай шэн пуэр 15-летней выдержки и шу в возрасте 20 лет. Но даже продажи этого, самого популярного сегмента в этом продолжают падение.
Репортеры издания отмечают, что каналы продажи чая консервативны и традиционны. Новые модели, типа он-лайн продаж и продажи в прямом эфире составляют небольшой сегмент рынка.
В сентябре 2020 года репортеры еженедельника посетили деревню Лао Бань Чжан – культовое и знаковое место. Еще тогда они отметили, что это место напоминает большую стройку. Снижение потребительской активности в последние годы снизило и скорость строительства – многие объекты не завершены.
«Большая стройка» в деревне Лао Бань Чжан
Спад на рынке пуэра привел к сокращению закупок и у дилеров чайной продукции. Многие производители в городском округе Линьцан отмечают, что фермеры, производящие чай наряду с чаеводством рассматривают и другие способы заработка, выращивая иные растения. Поскольку закуп сырья уменьшился, им приходится хранить непроданный чай, терпя расходы и убытки. Однако снижать цену на свою продукцию сельские жители не спешат, надеясь заработать на росте цены в будущем.
Большинство сельских производителей чая продают только половину собранного сырья. Оставшаяся часть заложена на хранение, поскольку пуэр – это такой чай, который со временем улучшает свой вкус.
На сегодня есть три основных фактора, влияющих на цену пуэра. Это: качество сырья, мастерство изготовления чая, узнаваемый и популярный бренд. Представители популярных и известных брендов Юньнани отмечают, что несмотря на спад продаж пуэра, снижать собственные цены на продукцию они так же не намерены. Более того, некоторые бренды повысили стоимость своей продукции в этом году на 10%, а наиболее известные и популярные и вовсе на 20%. Посмотрим, кто первый не выдержит, покупатели, решившие купить чай по такой цене, или чайные фабрики, «утонувшие» в своей продукции.
Наиболее интересным чаем для покупателей является изготовленный из сырья, являющегося дефицитом. Это, например, чай из сырья, собранного в горах Биндао, чайной зоне Мэнку, на горе Нака, в деревне Бан Пэн, и других популярных чайных зонах.
Большую часть инвестиций в чай (до 80%) совершают жители провинции Гуандун. Выпущенный в июле «Отчет об инвестиционной привлекательности чая пуэр в Китае» показал, что в 2022 году индекс доверия, как к элементу инвестиций продолжает снижаться с 87,32% в январе до 40,29% в августе. В краткосрочной перспективе, по мнению журналистов, это приведет к дальнейшему падению цен на чай. Но в долгосрочной перспективе этот факт можно рассматривать не более, чем корректировку рынка. Такие падения действуют, как «освежающий» душ, и вполне полезны.
ВВП Китая в первом полугодии вырос на 2,5%. Запланированный рост этого показателя в годовом исчислении запланирован в 5,5%. Это выше, чем те же показатели прошлых лет. Но в то же время это показывает, что большинство жителей поднебесной более склонны к сбережению средств, чем к активному потреблению. Высокие проценты по банковским вкладам позволяют накапливать средства на депозитах, без излишнего риска в финансовых операциях. В случае, если проценты по депозитам снизятся или упадут до нуля, многие инвесторы изымут свои депозиты для более интересных предложений по инвестированию. А значит может оживиться и рынок пуэра.
по материалам Чжунхуа Хэцзо Шибао Ча